Обучение лиц с ОВЗ и инвалидов

Организация образовательного процесса и воспитательной работы в отношении лиц с ОВЗ и инвалидов в ФГБОУ ВО «АмГУ»

В Амурском государственном университете создана доброжелательная среда к студентам с особыми потребностями, что способствует сокращению сроков адаптации студентов инвалидов и лиц с ОВЗ к содержанию и организации учебного процесса.

При поступлении в ФГБОУ ВО «АмГУ» абитуриенты-инвалиды, не имеющие результатов единого государственного экзамена, могут самостоятельно выбирать, сдавать ли им вступительные испытания, проводимые вузом самостоятельно, или единый государственный экзамен в дополнительные сроки. При выборе абитуриентом-инвалидом вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно, ФГБОУ ВО «АмГУ» создает специальные условия, включающие возможность использовать технические средства, помощь ассистента, а также увеличение продолжительности вступительных испытаний.

На сайте университета в разделе «Приемная комиссия» размещена информация об условиях поступления в вуз для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В университете существует практика психологической поддержки инвалидов и лиц с ОВЗ, начиная с момента подачи заявления в приемную комиссию, специалистом, курирующим вопросы особых категорий абитуриентов. В дальнейшем кураторы групп, в которых обучаются студенты-инвалиды и лица с ОВЗ, продолжают данную работу с укзаннными ктегориями студентов с применением методики индивидуального подхода. При необходимости кураторы консультруется со специалистом «Студенческого Центра инклюзивного образования «Вуз без границ» ФГБОУ ВПО АмГУ». Кураторы групп уделяют особое внимание совместной деятельности инвалидов в группе, что способствует более быстрой и эффективной их адаптации к студенческой среде.

Обучение в университете лиц с ОВЗ и инвалидов может осуществляться как в общих группах, так и по индивидуальным программам. Во время проведения занятий в группах, где обучаются инвалиды и обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, возможно применение звукоусиливающей аппаратуры, мультимедийных и других средств для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями.

Форма проведения текущей и итоговой аттестации для лиц с ОВЗ может быть установлена с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.), при необходимости лицу с ОВЗ может быть предоставлено дополнительное время для подготовки ответа на зачете или экзамене.

Для данной категории студентов, при необходимости, может быть разработан индивидуальный учебный план с индивидуальным графиком посещения занятий, в котором предусмотрены различные варианты проведения занятий: в университете (в академической группе и индивидуально) и на дому с использованием дистанционных образовательных технологий. Срок обучения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по индивидуальному учебному плану может быть при необходимости увеличен, но не более чем на год (для магистров – на полгода). Порядок зачисления и перевода на обучение по индивидуальному учебному плану регламентируется Положением о порядке организации обучения студентов по индивидуальному учебному плану.

Образовательная информация для лиц с ОВЗ И инвалидов, размещаемая в специальном разделе на официальном сайте АмГУ, разрабатывается в соответствии со стандартом обеспечения доступности web-контента.

Для инвалидов и лиц с ОВЗ в вузе устанавливается особый порядок освоения дисциплины «Физическая культура». В зависимости от рекомендации медико-социальной экспертизы, преподавателями дисциплины «Физическая культура» разрабатывается на основании соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры, комплекс специальных занятий, направленных на развитие, укрепление и поддержание здоровья. Это могут быть подвижные занятия адаптивной физкультурой в специально оборудованных спортивных, тренажерных и плавательных залах или на открытом воздухе, которые проводятся специалистами, имеющими соответствующую подготовку. Для студентов с ограничениями передвижения это могут быть занятия по настольным, интеллектуальным видам спорта.

Выбор мест прохождения практик для инвалидов и лиц с ОВЗ производится с учетом требований их доступности для данных обучающихся и рекомендации медико-социальной экспертизы, а также индивидуальной программы реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда.

При направлении инвалида и обучающегося с ОВЗ в организацию или предприятие для прохождения предусмотренной учебным планом практики АмГУ согласовывает с организацией (предприятием) условия и виды труда с учетом рекомендаций медико-социальной экспертизы и индивидуальной программы реабилитации инвалида. При необходимости для прохождения практик могут создаваться специальные рабочие места в соответствии с характером нарушений, а также с учетом профессионального вида деятельности и характера труда, выполняемых студентом-инвалидом трудовых функций.

Преподаватели, курсы которых требуют от студентов выполнения определенных специфических действий и представляющих собой проблему или действие, невыполнимое для студентов, испытывающих трудности с передвижением или речью, обязаны учитывать эти особенности и предлагать инвалидам и лицам с ОВЗ альтернативные методы закрепления изучаемого материала. Своевременное информирование преподавателей об инвалидах и лицах с ОВЗ в конкретной группе осуществляет заместитель декана факультета.

Для профессорско-преподавательского состава вуза организуются занятия в рамках повышения квалификации, в том числе по программам, направленным на получение знаний о психофизиологических особенностях инвалидов, специфике приема-передачи учебной информации, применению специальных технических средств обучения с учетом различных нозологий.

С 2015 г. в АмГУ создан студенческий Центр развития инклюзивного образования «ВУЗ без границ», который осуществляет комплексное сопровождение образовательного процесса инвалидов и лицами с ОВЗ в соответствии с рекомендациями службы медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии.

Также в АмГУ функционирует социально-психологический Центр, который принимает непосредственное участие в создании оптимальных психолого-педагогических условий для сохранения психического и психологического здоровья студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ как участников образовательного процесса АмГУ.

Специалисты Центра, в лице социального педагога и психолога, осуществляют контроль за соблюдением прав обучающихся, выявляющий потребности инвалидов и лиц с ОВЗ и их семей в сфере социальной поддержки, определяющий направления помощи в адаптации и со-циализации; обеспечивают создание благоприятного психологического климата, формирование условий, стимулирующих личностный и профессиональный рост, психологическую защищенность абитуриентов и студентов-инвалидов, поддержку и укрепление их психического здоровья.

При необходимости, для обеспечения образовательного процесса, в вузе может быть приглашен сурдопедагог (сурдопереводчик) для обучающихся с нарушением слуха и тифлопедагог для студентов с нарушением зрения.

Так же при необходимости к инвалиду или лицу с ОВЗ прикрепляется студент из волонтерского движения или несколько студентов для помощи в освоении учебного материала. Одно из важнейших направлений деятельности по обеспечению социальной защиты - это содействие занятости и трудоустройству лиц с ОВЗ и выпускников университета, повышение их социальной адаптации на региональном рынке труда. В университете существует Центр содействия и трудоустройству выпускников и студентов (ЦСТВиС) и их закреплению на рабочих местах (руководитель ЦСТВиС Шкиль Ольга Сергеевна, канд.пед.наук, доцент (8-924-348-11-95). Основными направлениями деятельности центра являются постоянное взаимодействие с работодателями на региональном рынке труда и активные формы и методы работы с обучающимися (презентации компаний и выпускников, ярмарки вакансий, мастер-классы и обучающие семинары и др.).

Таким образом, в Амурском государственном университет организован соответствующий образовательный процесс и воспитательная работа в отношении лиц с ОВЗ и инвалидо со специализированным учетом данной категории студентов на всех этапах обучения, начиная с момента поступления, обучения и трудоустройства. Эту работу проводит:

- приемная комиссия (зам. ответственного секретаря приемной комиссии Гостева Л.З., тел. 8-(4162)-394-666;

- администрация (заместитель проректора по учебной работе Бурдуковская Е.А., тел. 8-(4162)-394-527;

- студенческий Цетр инклюзивного образования «ВУЗ без границ» (директор Центра Гостева Л.З., тел. 8-(4162)-394-666);

- Центр содействия и трудоустройству выпускников и студентов (руководитель ЦСТВиС Шкиль Ольга Сергеевна, канд.пед.наук, доцент, тел. 8-924-348-11-95);

- социально-психологический Центр (руководитель Центра Полица Юлия Михайловна, тел. 8-(4162)-394-568 (доб. 1));

- профком (председатель профкома Новгородская Ирина Павловна, тел. 8-(4162)-384-564).

 

Паспорт доступности для инвалидов университета и преждоставляемых на нем услуг в сфере образования (ссылка)

План действий организации по повышению значений показателей доступности для инвалидов (ссылка)

Положение об организации образовательного процесса для ЛОВЗ и инвалидов в АмГУ (ссылка)

 

Студенческий Центр развития инклюзивного образования «Вуз без границ» ФГБОУ ВО АмГУ

В Амурском государственном университете не предусмотрена ставка специалиста по социальной работе. Однако, с целью обеспечения доступной среды для инвалидов в сфере образования и реализации процесса комплексного сопровождения данной категории студентов, а также в исполнении приказа Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказании им при этом необходимой помощи» в 2015 году был создан студенческий Центр развития инклюзивного образования «ВУЗ без границ».

Работа студенческого Центра инклюзивного образования связана организацией и развитием процесса инклюзивного образования для студентов-инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и особыми образовательными потребностями (ООП) в университете.

Деятельность центра основывается на соблюдении международных и российских актов об обеспечении защиты и оказания помощи инвалидам и лицам с ОВЗ. В своей работе центр опирается на законодательство РФ в области образования, региональные и муниципальные нормативные документы и акты, приказы, инструкции, положения, устав АмГУ, а также требованиям к организации образовательной деятельности инвалидов и лиц с ОВЗ в профессиональных образовательных организациях.

Центр взаимодействуют с административным корпусом, преподавателями и другими работниками АмГУ, а также с практикующими, работающими с инвалидами в области образования, доровья и реабилитации. Указанное взаимосотрудничество осуществляется на основе принципов сотрудничества и взаимодополняемости.

Состав центра

Директор центра – Гостева Лилит Завеновна, тел. (4162) 394-666, каб. 120 главного корпуса АмГУ.

Основными направлениями деятельности Центра

Среди ведущих направлений в деятельности Центра можно выделить следующие:

− тиражирование специализированного научно-популярного раздаточного материала для организации условий развития инклюзивного образования в АмГУ;

− способствование внедрению практических технологий ориентированных на использование психолого-педагогического сопровождения инвалидов и лиц с ОВЗ, обучающихся в АмГУ;

− контроль за разработкой и применением адаптированных образовательных программ и индивидуальных учебных планов для инвалидов и ЛОВЗ в рамках реализации инклюзивной практики; − применение на практике технологии мониторинга развития инклюзивной практики в АмГУ;

− осмысление и внедрение опыта инклюзивного образования в Амурской области, с обеспечением необходимых партнерских контактов, обмена информации с различными учреждениями и организациями, работающими в сфере образования инвалидов и ЛОВЗ;

− участие в научно-методических и научных конференциях различного уровня, мастер классах, тренингах, а также публикация результатов исследований и работы Центра в различного рода изданиях и размещение на сайте АмГУ;

− способствование популяризации инклюзивного образования в АмГУ посредством проведения специально-ориентированных мероприятий и конкурсов.

По вопросам организации процесса инклюзивного образования лиц с ОВЗ и инвалидов в ФГБОУ ВО «АмГУ» можно обратиться директору Центра Гостева Лилит Завеновне по тел. 8-(4162)-394-666

 

Нормативно-правовая информация, имеющая отношение к образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья

Реализация права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из значимых аспектов государственной политики в сфере образования. Особую актуальность эта проблема приобретает в связи с подписанием Российской Федерацией Конвенции о правах инвалидов и подготовкой к ее последующей ратификации (от имени Российской Федерации Конвенция подписана 24 сентября 2008 года в штаб-квартире ООН в рамках «договорного мероприятия» 63-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, приуроченного к 60-летию принятия Всеобщей декларации прав человека, Министром иностранных дел С.В.Лавровым).

Нормативно-правовые материалы в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации представляют документы нескольких уровней:
Международные (подписанные СССР или Россией).

Федеральные (Конституция, законы, кодексы (семейный, гражданский и др.), постановления, распоряжения Правительства Российской Федерации и приказы, распоряжения, письма Министерства образования СССР и Российской Федерации).

Региональные (Законы города Москвы, постановления и распоряжения Правительства Москвы, а также приказы, распоряжения и письма Департамента образования города Москвы).
К документам даны комментарии юриста.

Международные

Всемирная декларация об образовании для всех http://www.conventions.ru/view_base.php?id=645

Всемирная программа действий в отношении инвалидов http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/prog3.shtml

Всеобщая Декларация прав человека http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml

Декларация Генеральной Ассамблеей ООН о правах умственно отсталых лиц http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/retarded.shtml

Декларация ООН о правах инвалидов http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/disabled.shtml

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования http://www.owl.ru/win/docum/un/edu_conv.htm

Конвенция о правах инвалидов http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml

Конвенция ООН о правах ребенка http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml

Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disabled.shtml

Федеральные

Конституция Российской Федерации (извлечение)
Статья 43
1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Закон Российской Федерации "Об образовании в РФ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Статья 19. Образование инвалидов http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=181697#0

Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы http://docs.cntd.ru/document/420294044

О высшем и послевузовском профессиональном образовании http://base.garant.ru/135916/

О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки http://base.garant.ru/70170946/

О порядке и условиях признания лица инвалидом http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58610/

Об условиях приема и обучения инвалидов в учреждениях высшего профессионального образования http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23081/

Региональные

Постановление Правительства Амурской области от 18 апреля 2013 г. N 185 "Об организации паспортизации и классификации объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения" http://docs.cntd.ru/document/326134119

Постановление Правительства Амурской области № 610 от 21.12.2015 "Об утверждении плана мероприятий ("дорожная карта") Амурской области по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг" http://pandia.ru/text/80/112/45138.php

Закон амурской области от 28 ноября 2006 года N 246-ОЗ «О воспитании и обучении детей-инвалидов в Амурской области» (с изменениями на 21 декабря 2012 года) http://docs.cntd.ru/document/961705216

Закон Амурской области от 07.07.2004 N 343-ОЗ О квотировании рабочих мест для инвалидов на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных на территории Амурской области http://7law.info/amur/act7v/w682.htm

 

Журнал инструктажа  сотрудников ФГБОУ ВО АмГУ по работе с лицами с ОВЗ и инвалидами (ссылка)

Методическое пособие (ссылка)

Положение о студенческом Центре развития инклюзивного образования «Вуз без границ» (ссылка)