В Амурском государственном университете создана доброжелательная среда к студентам с особыми потребностями, что способствует сокращению сроков адаптации студентов инвалидов и лиц с ОВЗ к содержанию и организации учебного процесса.
При поступлении в ФГБОУ ВО «АмГУ» абитуриенты-инвалиды, не имеющие результатов единого государственного экзамена, могут самостоятельно выбирать, сдавать ли им вступительные испытания, проводимые ВУЗом самостоятельно, или единый государственный экзамен в дополнительные сроки. При выборе абитуриентом-инвалидом вступительных испытаний, проводимых ВУЗом самостоятельно, ФГБОУ ВО «АмГУ» создает специальные условия, включающие возможность использовать технические средства, помощь ассистента, а также увеличение продолжительности вступительных испытаний.
На сайте университета в разделе «Поступление» размещена информация об условиях поступления в ВУЗ для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В университете существует практика психологической поддержки инвалидов и лиц с ОВЗ, начиная с момента подачи заявления в приемную комиссию, специалистом, курирующим вопросы особых категорий абитуриентов. В дальнейшем кураторы групп, в которых обучаются студенты-инвалиды и лица с ОВЗ, продолжают данную работу с указаннными категориями студентов с применением методики индивидуального подхода. При необходимости кураторы консультруется со специалистом «Студенческого Центра инклюзивного образования «ВУЗ без границ» ФГБОУ ВО АмГУ». Кураторы групп уделяют особое внимание совместной деятельности инвалидов в группе, что способствует более быстрой и эффективной их адаптации к студенческой среде.
Обучение в университете лиц с ОВЗ и инвалидов может осуществляться как в общих группах, так и по индивидуальным программам. Во время проведения занятий в группах, где обучаются инвалиды и обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, возможно применение звукоусиливающей аппаратуры, мультимедийных и других средств для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями.
Форма проведения текущей и итоговой аттестации для лиц с ОВЗ может быть установлена с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.), при необходимости лицу с ОВЗ может быть предоставлено дополнительное время для подготовки ответа на зачете или экзамене.
Для данной категории студентов, при необходимости, может быть разработан индивидуальный учебный план с индивидуальным графиком посещения занятий, в котором предусмотрены различные варианты проведения занятий: в университете (в академической группе и индивидуально) и на дому с использованием дистанционных образовательных технологий. Срок обучения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по индивидуальному учебному плану может быть при необходимости увеличен, но не более чем на год (для магистров – на полгода). Порядок зачисления и перевода на обучение по индивидуальному учебному плану регламентируется Положением о порядке организации обучения студентов по индивидуальному учебному плану.
Образовательная информация для лиц с ОВЗ И инвалидов, размещаемая в специальном разделе на официальном сайте АмГУ, разрабатывается в соответствии со стандартом обеспечения доступности web-контента.
Для инвалидов и лиц с ОВЗ в ВУЗе устанавливается особый порядок освоения дисциплины «Физическая культура». В зависимости от рекомендации медико-социальной экспертизы, преподавателями дисциплины «Физическая культура» разрабатывается на основании соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры комплекс специальных занятий, направленных на развитие, укрепление и поддержание здоровья. Это могут быть подвижные занятия адаптивной физкультурой в специально оборудованных спортивных, тренажерных и плавательных залах или на открытом воздухе, которые проводятся специалистами, имеющими соответствующую подготовку. Для студентов с ограничениями передвижения это могут быть занятия по настольным, интеллектуальным видам спорта.
Выбор мест прохождения практик для инвалидов и лиц с ОВЗ производится с учетом требований их доступности для данных обучающихся и рекомендации медико-социальной экспертизы, а также индивидуальной программы реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда.
При направлении инвалида и обучающегося с ОВЗ в организацию или предприятие для прохождения предусмотренной учебным планом практики АмГУ согласовывает с организацией (предприятием) условия и виды труда с учетом рекомендаций медико-социальной экспертизы и индивидуальной программы реабилитации инвалида. При необходимости для прохождения практик могут создаваться специальные рабочие места в соответствии с характером нарушений, а также с учетом профессионального вида деятельности и характера труда, выполняемых студентом-инвалидом трудовых функций.
Преподаватели, курсы которых требуют от студентов выполнения определенных специфических действий и представляющих собой проблему или действие, невыполнимое для студентов, испытывающих трудности с передвижением или речью, обязаны учитывать эти особенности и предлагать инвалидам и лицам с ОВЗ альтернативные методы закрепления изучаемого материала. Своевременное информирование преподавателей об инвалидах и лицах с ОВЗ в конкретной группе осуществляет заместитель декана факультета.
Для профессорско-преподавательского состава ВУЗа организуются занятия в рамках повышения квалификации, в том числе по программам, направленным на получение знаний о психофизиологических особенностях инвалидов, специфике приема-передачи учебной информации, применению специальных технических средств обучения с учетом различных нозологий.
С 2015 г. в АмГУ создан студенческий Центр развития инклюзивного образования «ВУЗ без границ», который осуществляет комплексное сопровождение образовательного процесса инвалидов и лицами с ОВЗ в соответствии с рекомендациями службы медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии.
Также в АмГУ функционирует социально-психологический Центр, который принимает непосредственное участие в создании оптимальных психолого-педагогических условий для сохранения психического и психологического здоровья студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ как участников образовательного процесса АмГУ.
Специалисты Центра в лице социального педагога и психолога осуществляют контроль за соблюдением прав обучающихся, выявляющий потребности инвалидов и лиц с ОВЗ и их семей в сфере социальной поддержки, определяющий направления помощи в адаптации и социализации; обеспечивают создание благоприятного психологического климата, формирование условий, стимулирующих личностный и профессиональный рост, психологическую защищенность абитуриентов и студентов-инвалидов, поддержку и укрепление их психического здоровья.
При необходимости, для обеспечения образовательного процесса, в ВУЗе может быть приглашен сурдопедагог (сурдопереводчик) для обучающихся с нарушением слуха и тифлопедагог для студентов с нарушением зрения.
Так же при необходимости к инвалиду или лицу с ОВЗ прикрепляется студент из волонтерского движения или несколько студентов для помощи в освоении учебного материала. Одно из важнейших направлений деятельности по обеспечению социальной защиты - это содействие занятости и трудоустройству лиц с ОВЗ и выпускников университета, повышение их социальной адаптации на региональном рынке труда. В университете существует Центр содействия и трудоустройству выпускников и студентов (ЦСТВиС) и их закреплению на рабочих местах. Основными направлениями деятельности центра являются постоянное взаимодействие с работодателями на региональном рынке труда и активные формы и методы работы с обучающимися (презентации компаний и выпускников, ярмарки вакансий, мастер-классы и обучающие семинары и др.).
Таким образом, в Амурском государственном университете организован соответствующий образовательный процесс и воспитательная работа в отношении лиц с ОВЗ и инвалидов со специализированным учетом данной категории студентов на всех этапах обучения, начиная с момента поступления, обучения и трудоустройства. Эту работу проводит:
Паспорт доступности для инвалидов университета и предоставляемых на нем услуг в сфере образования
План действий организации по повышению значений показателей доступности для инвалидов
Положение об организации образовательного процесса для ЛОВЗ и инвалидов в АмГУ